Определенный интерес у части исследователей, работающих с архивными документами, вызывает вопрос о деятельности религиозных учреждений на территории Тбилисского района.
В связи с оккупацией района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. архивный отдел не располагает документами до 1943 года.
Но информацию по теме за дореволюционный период можно получить из «Справочника Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц, хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области)», составленного священником Н.Т.Михайловым (изд. 1911 года) (стилистика документов сохранена):
Станица Тифлисская Кавказского отдела
«Основана в 1802 г. казаками бывшего. Екатеринославского войска. Расположена в ровной местности на правом возвышенном берегу р. Кубани. Общественной земли 22154 десятин. Климат здоровый. Ближайший врач – в станице Ладожской (там же войсковая больница).
Расстояние: до г. Екатеринодара 105 верст, до железной дороги (станц. Гречишкино) 2 в., до ст. Ладожской 21 в., Казанской 19 в., Владимирского хутора 20 в., Леоновского 12 в., Ванновского 6 в., Ловлина 17 в., Семеновского 14 в. Корреспонденция через местное почтово-телеграфное отделение.
Покровская церковь построена в 1821 г., каменная. Церковной земли 250 десятин. Церковные документы с 1810 г. Состав причта (с 1885г.): 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Причтовой земли 161 дес. (в 10 верстах). Диакону - квартира при церковно-приходской школе. Капиталов причта 250 р. Церкви принадлежит большой дом, находящийся в церковной ограде, в котором помещается сторожка, канцелярия причта и народная читальня.
Министерския училища: 2-классное и одноклассное женское. Церковно-приходская школа одна. Помещается в церковном деревянном, обложенном кирпичом, здании, с квартирой для учителей о 3 комнатах.
Население 5530 церковных душ (безпоповцев 324). Население всего 7165 душ, 1030 дворов. Рождений 397, браков 66, смертей 168».
В справочнике в основном использованы статистические сведения 1907 года.
О строительстве Покровского храма в станице Тифлисской также рассказывается в книге историка В.А. Соловьева «Подвиг сотни Гречишкина»: «Станица Тифлисская была спланирована так, чтобы северо-западная батарея одноименного редута могла простреливать подходы к восточному и южному фасам оборонительной ограды станицы. Позже, с расширением станицы, южный фас был сдвинут ближе к обрывам Кубани, и батарея редута этот фас прикрывать уже не могла, что и послужило одной из причин разоружения редута.
В плане станица выглядела правильным четырехугольником размером 450x300 саженей. Каждый квартал разбивался на дворовые участки площадью 20x20 саженей. Центральный квартал не застраивался, а отводился под церковную площадь, на которой вскоре после основания станицы была построена деревянная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была обнесена деревянным частоколом с бойницами для стрельбы из ружей и выполняла роль станичной цитадели. При тревоге на границе в ней укрывались женщины с детьми, а все мужчины от мала и до велика с оружием занимали заранее назначенные для обороны места.
После того как станица Тифлисская отстроилась, ее жители, как и жители соседних станиц, приняли решение о строительстве храмов. С разрешения полкового командира казаки собрали деньги и построили в каждой станице полка по общественному кирпичному заводу, что дало им возможность заготовить летом 1811 года необходимое количество кирпича, как для строительства храма, так и для оборонительной вокруг него стены. Нашлись в станицах и богатые люди из числа отставных казаков, которые взяли подряды на строительство храмов. В станице Тифлисской подряд взял отставной казак Осип Иванович Лихачев, которому в первых числах августа 1811 года и была вручена грамота на право строительства станичного храма.
«Божиею Милостию смиреный Гаий Архиепископ Астраханский и Кавказский паствы нашея Кавказского казачьего полка Тифлисской станицы отставной казак Осип Иванов сын Лихачев поданным в означенный полк на имя Преосвященного Платона архиепископа бывшего Астраханского прошением, с приложением данной ему показанной станицы от жителей доверенности, просил позволения в оной Тифлисской станице на построение каменным зданием церкви во имя Покрова Пресвятая Богородицы и о даче грамоты. Мы благословляем Ставропольскому священнику, исправляющему должность благочинного Иоанну Тихомирову заложить сей храм в помянутой станице на способном месте по церковному чиноположению и соорудить его по подобию других грекороссийских церквей, престол во оном храме устроить пропорциональный, т.е. в вышину аршина шести вершков, в ширину аршина четырех вершков, в длину аршина осьми вершков, который так как и жертвенник поставить в надлежащем месте - на восток и по построении убрать оной храм иконостасом и святыми иконами самого доброго и искусного мастерства, и снабдить его церковными сосудами сребреными, алтарными одеяниями и священно и церковно-служительскими облачениями шелковыми, книгами всего церковного круга и прочею утварью и благолепием украсить достаточно. Когда же оной храм будет построен правильно и все приличествующее до него изготовится, тогда ему, Лихачеву, учинить всему тому вернейшую опись, прислать к нам при донесении с испрашиванием об освящении оного храма позволения. Грамоту сию хранить в оном храме с утварью церковною навсегда.
Дана подписанием нашим и с приложением кафедральной печати в богоспасаемом граде Астрахани июля 30 дня 1811 года № 712».
По сведениям старых историков, церковь по неизвестным причинам строилась медленно и была освящена только в 1813 году, после изгнания Наполеона из России. По рассказам очевидцев, это была небольшая, но красивая церковь, окруженная кирпичной оборонительной стеной с ружейными бойницами, выполнявшей роль станичной цитадели.
Начиная с 1813 года на станичной колокольне днем и ночью находился дозорный казак, который при сигнале о нарушении границы - выстреле из пушки или дыма от горящего маяка - тут же бил в колокол. (Соловьев В.А. Подвиг сотни Гречишкина. – Краснодар: Сполох, 1996. стр. 28, 29).
В 30-е годы 20 века все церкви на территории Тифлисского района в соответствии с действовавшей тогда государственной религиозной политикой были разрушены.
К примеру, по свидетельствам жителей ст. Геймановской, кирпич от разрушенной Иоанно-Богословской церкви и церковной ограды использовались для строительства начальной школы в х. Веселом. Борьба большевиков с религией велась и другими способами.
Об этом тоже рассказывают архивные документы:
Протокол № 13 заседания бюро РК ВКП(б) Тифлисского района от 17 марта 1936 года.
Вопрос повестки дня № 126. О состоянии антирелигиозной пропаганды в районе (письмо культпросветотдела крайкома от 3 марта 1936 г.).
Постановили:
1. Утвердить Орг. бюро рай. СВБ в составе: т. Извекова – председатель, Верютин, Петров.
2. Обязать Орг. бюро в 3-х дневный срок разработать план антирелигиозной работы в районе, в частности проведение антипасхальной компании, предоставив его на утверждение Бюро РК.
Протокол № 16 заседания бюро РК ВКП(б) Тифлисского района от 7 апреля 1936 г. (Д.5, Л.144).
Вопрос повестки дня № 181. О проведении антипасхальных мероприятий (Д.5, Л.147).
1. Провести по колхозам и предприятиям антипасхальные беседы, для чего выделить необходимое количество беседников. По зерносовхозу проводит Политотдел, по МТС – парторганизации МТС.
2. Вечером 11 апреля 1936 года пасхой организовать в колхозах кино, увеселительные вечера и т.д.
С началом войны такая политика потребовала коренного изменения.
С весны 1943 года в правительстве обсуждался вопрос о проведении нового религиозного курса.
14 сентября постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам Русской Православной Церкви.
В мае 1944 года был учрежден Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществления связей между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений.
Совет занимался регистрацией религиозных общин, вопросами открытия молитвенных зданий и духовных школ, организацией паломнических поездок за рубеж, проведением съездов и мероприятий.
Особое внимание новообразованные государственные органы уделяли вопросам открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории.
Подтверждают это и документы фонда Тбилисского райисполкома.
В исполком Тбилисского районного Совета депутатов трудящихся с июля по сентябрь 1943 года обращались:
- уполномоченные православных христиан и «двадцатки» церковного совета Свято-Михайловской церкви об открытии молитвенного дома в с. Ванновка;
- уполномоченные церковного совета Николаевского молитвенного дома Ново-Владимировского сельского Совета о разрешении проводить церковные службы и оставлении за ними помещения, в котором они располагались.
Имеющаяся в архиве отрывочная информация не дает полной картины создания и деятельности православных храмов в станицах, селах и хуторах Тбилисского района в 19 – 20 веках.
Работа над восстановлением исторических сведений о жизни наших предков, в том числе и такой важной составляющей их жизни, как православная вера и церковь, продолжается.