Обратиться к личности Никифора Кондратьевича Минина нас побудило заявление его племянницы, поступившее в адрес главы муниципалитета Евгения Геннадьевича Ильина. Светлана Григорьевна Мовчан, проживающая ныне в Армавире, специально приехала в Тбилисскую и привезла имеющиеся в семейном архиве документы, чтобы увековечить здесь память родных ей людей – Никифора Кондратьевича и Владимира Никифоровича Мининых, участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Сотрудники архивного отдела начали поиск в фондах муниципального архива, центра документации новейшей истории Краснодарского края, в электронной объединенной базе данных Министерства обороны РФ «Мемориал». И оказалось, что Никифор Кондратьевич Минин без малого 23 года жил и работал в Тбилисском районе.
Родился он в 1901 году в деревне Большие Негновичи Белоруссии.
Минин - участник гражданской войны, после демобилизации в 1924 году из Красной Армии жил в Армавире, получил строительную специальность плотника, с 1931 по 1932 год работал в совхозе «Венцы Заря» Кропоткинского района помощником прораба.
В сентябре 1932 года началась трудовая деятельность Никифора Кондратьевича в Тифлисском (с декабря 1936 года - Тбилисском) районе, сначала десятником по строительству, затем управляющим 1-го отделения Кропоткинского зерносовхоза, образованного в 1932 году на базе Тихорецкого зерносовхоза.
Наша справка: совхоз – государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. В отличие от колхозов, являвшихся кооперативными объединениями крестьян, созданными на средства самих крестьян, совхоз был государственным предприятием. Работающие в совхозах были наёмными работниками, получавшими фиксированную заработную плату в денежной форме, в то время как в колхозах до середины 1960-х использовались трудодни.
Центральная усадьба «Кропоткинского» находилась в Тбилисской. Другие земли - отделения, располагались за пределами станицы.
Начинали строить буквально с нуля, работали добросовестно, и к началу 40-х годов прошлого века материально-техническая база хозяйства значительно окрепла.
Буквально в полевых условиях Н.К. Минин, как управляющий отделения, организовал деятельность одного из подразделений молодого сельскохозяйственного предприятия, создал рабочим нормальные социально-бытовые условия.
В сохранившихся в муниципальном архиве документах фонда Кропоткинского зерносовхоза за 1940-1941 годы имеется опись построек и сооружений «Здания и сооружения культурно бытового назначения» (Ф. Р-5, О.1, Д.1, Л.48-49). В описи перечислены «дома жилые стандартные со службами» в количестве 59 единиц, 5 общежитий, 5 сараев. Из них из кирпича построены 5 домов и 3 общежития, остальные постройки «деревянные, рубленые, саманные и турлучные». Кровли домов в основном железные, есть солома, камыш, черепица. В перечне зданий и сооружений культурно-бытового назначения имеются: клуб, красный уголок-дом, дом-школа, дом-интернат, столовая, овощехранилище столовой, амбар-кладовая столовой, погреб столовой, объекты Рабкоопа: магазин, два амбара-ларька, амбар-кладовая, ларек, ледник, две бани.
Наша справка: снабжение рабочих и служащих государственных предприятий продовольственными и товарами первой необходимости производилось через закрытые рабочие кооперативы (Рабкооп). Они входили в систему районной Потребкооперации со всеми вытекающими отсюда обязательствами и порядком получения товаров. РайПО обеспечивали Рабкоопы соответствующими фондами продтоваров, отпускаемых по установленным правительством нормам и выделяли необходимые промтоварные фонды для этих предприятий. Рабкоопы также имели право самостоятельно вести заготовки на местных рынках.
Самые ранние даты постройки домов и сооружений – 1932 год.
Кроме зданий культурно-бытового назначения на отделениях имелись зернотока, амбары для хранения зерна, кузни и мастерские, другие сооружения для хранения и ремонта техники и сельскохозяйственного инвентаря, животноводческие и птицефермы, и т.д.
В описи не отмечено, на каких отделениях зерносовхоза были расположены эти здания и сооружения, но этот перечень дает представление о том, какими были поселки отделений, в которых жили рабочие зерносовхоза в довоенное время.
15 июня 1938 года Никифор Кондратьевич Минин был назначен директором Тбилисской машинно-тракторной станции (МТС).
Наша справка: МТС являлось государственным сельскохозяйственным предприятием, обеспечивавшим техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой сельхозартелям (колхозам) на основе договорных отношений. По окончании уборки урожая колхозы рассчитывались с МТС натуральной оплатой (зерном и другой сельхозпродукцией).
Тбилисская МТС обслуживала колхозы Тбилисского («Прогресс», им. Литвинова, «Коммунист», им. Крупина, «Кавказ», «Ударник полей», им. Шеболдаева), Геймановского (им. 16-го Партсъезда, им. Буденного, «Культурная Кубань», «Трудовой хлебороб», «Красный Партизан») и Армянского («Наука и Труд», «Красный Восток», «Веселый») сельских Советов.
После ликвидации в 1941 году Ванновского района колхозы Геймановского и Армянского сельских Советов стала обслуживать Ванновская МТС.
Сельскохозяйственные артели (колхозы) тогда имели мало тракторов, в основном ими обеспечивала машинно-тракторная станция. Достаточно сказать, что комбайновые агрегаты в то время были только у МТС и в Кропоткинском зерносовхозе.
Какой ответственной и важной для организации сельскохозяйственного производства в колхозах была должность директора МТС, можно судить по архивному документу - выписке из заседания бюро Тифлисского РК ВКП(б) от 11 февраля 1936 года: «Утвержден план сева яровых культур весной 1936 года. Увеличен план сева подсолнуха на 1000 га, в т. ч. по колхозам Тифлисской МТС на 600 га, по колхозам Н-Владимировской МТС на 400 га. План сева ячменя уменьшен на 1000 га, в т. ч. по колхозам Тифлисской МТС на 600 га, по колхозам Н-Владимировской МТС на 400 га. Тов. Пименову написать в Крайком ВКП(б) докладную записку о дополнительном отпуске семян подсолнуха. Директоров МТС обязать образующийся избыток семенного фонда сортового ячменя использовать как сортовой обменный фонд для тех колхозов, у которых имеется рядовой ячмень в семфондах, организовав межколхозный обмен».
В начале войны, в июле 1941 года, Никифор Кондратьевич Минин был мобилизован Тбилисским райвоенкоматом и ушел на фронт. После обучения на окружных интендантских курсах проходил службу в 971 стрелковом полку 273 стрелковой дивизии в должности начальника продовольственно-финансовой службы полка. В январе 1943 года получил серьезное ранение, лечился и в июле 1943 года демобилизовался из РККА.
В сентябре 1943 года вернувшегося в Тбилисскую Минина назначили директором Нововладимировской МТС, которая обслуживала колхозы Нововладимировского (им. 2-й Пятилетки, им. 1-го Мая, «Коминтерн», «Заря», им. Ворошилова, им. Димитрова, «Ударник»), Тропяновского (им. Ленина, им 17-го Партсъезда, «Политотдел»), Ново-Бекешевского («Знамя Труда», им. Кирова, «Серп и Молот», «Большевик Партизан») сельских Советов.
А в ратном деле его сменил сын - Владимир Никифорович Минин, 1926 года рождения. В октябре 1943 года он был призван также Тбилисским райвоенкоматом в ряды Красной Армии. Окончил курсы младших командиров, воевал в 125 стрелковом полку 6-й стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии. Погиб в бою на территории Венгрии 25 декабря 1944 года, место захоронения: село Вижлаш, уезд Ноград, Венгрия.
А Никифор Кондратьевич до апреля 1954 года продолжал работать в должности директора Нововладимировской МТС, что подтверждают архивные документы - Мининым составлены и подписаны приказы по МТС за 1944 – 1954 годы.
Затем Н.К. Минин возглавлял Тбилисский райпромкомбинат, в августе 1955 года был освобожден от должности и выехал за пределы района.
Известный в свое время человек, руководитель крупных предприятий, не заслуживает забвения. Давайте помнить о тех, кто стоял у истоков. Никифор Кондратьевич Минин – один из них.