Уже много лет на северной окраине Тбилисской, огороженный старым забором, стоит полуразрушенный неопознанный объект. Те, кто еще что-то помнит, называют его коротко «Хлорелла».
Для расшифровки термина обратимся к Интернету: «Хлорелла – микроскопическое растение, которое является представителем зеленых водорослей. Неисчерпаемый источник биологически активных веществ для обогащения кормов. Содержит более 650-ти веществ (незаменимые аминокислоты, жиры, витамины, макро- и микроэлементы) в легкоусвояемом виде. 100% натуральный продукт!
Хлорелла относится к категории «суперпродуктов», таких как спирулина, зелень ячменя и пшеницы, перга (продукция пчеловодства), прополис и маточное молочко, собравших в себе все до единого нутриенты, необходимые для зародышей будущей жизни и обеспечивающие благополучное существование всех биологических видов».
Повышенный интерес к хлорелле, этой одноклеточной крошечной водоросли, появился в начале 60-х годов, когда она стала космической путешественницей.
На борту корабля хлорелла чувствовала себя превосходно, обеспечивая очищение воздуха и являясь источником питания, ведь все ее тело представляет собой питательный продукт, она не дает отходов: нет корней, соломы, листьев.
Не зря космонавты брали ее с собой в долгое космическое путешествие.
На замечательные свойства этой микроводоросли обратили внимание и ученые сельскохозяйственных академий.
В 70-е годы XX века академик В. И. Фесинин открыл, что хлорелла является эффективным средством против токсинов самого различного происхождения, в том числе и против микотоксинов, с которыми трудно бороться даже самыми современными методами. Ученый научно доказал, что хлорелле в этой области альтернативы просто нет. С тех пор российские исследователи стали уделять ей больше внимания. Оказалось, что эта микроводоросль обеспечивает практически 100%-ную выживаемость даже крайне ослабленных животных при самых неблагоприятных условиях.
Широкое внедрение хлореллы оценивалось учеными не иначе, «как возможность настоящего переворота в сельском хозяйстве».
По решению советского правительства, в первую очередь для обеспечения космической отрасли, было создано несколько промышленных установок по выращиванию и переработке хлореллы. В основном они располагались в южных районах страны — в Средней Азии, Краснодарском крае, на Кавказе, — технология требовали большого количества света.
Но какое отношение имеет чудо-водоросль к Тбилисской?
Ответ на этот вопрос находим в архивных документах колхоза «Кавказ».
В разделе «Животноводство» «Годового анализа хозяйственной деятельности колхоза за 1970 год» отмечалось, что в этом году были достигнуты определенные успехи по производству и продаже государству продуктов животноводства: произведено 1402 тонны мяса, 3163 тонны молока, 2256 тысяч штук яиц.
Из произведенной продукции продано государству 2873 тонны молока (127 % к плану, за сверхплановую продажу молока колхоз получил 56070 тысяч рублей доплаты), мяса при плане 1130 тонн продано 1231 тонна (109 %, сверх плана получено 69119 рублей доплаты). За сверхплановую продажу яйца колхоз получил более 17 тысяч рублей прибыли.
На 100,9% были реализованы плановые показатели выходного поголовья скота и птицы.
В то же время хозяйство не выполнило план по производству молока (намечалось 3200 тонн), по привесам скота и свиней.
На отдельных МТФ вместо 500 грамм на один кормодень получили по 230-280 граммов.
В свиноводстве при плановых 300-320 граммах едва осилили 169-200.
Причина малых привесов объяснялась тем, что животные не обеспечивались белковыми кормами.
Руководство колхоза хорошо понимало, что успешное развитие этой отрасли сельского хозяйства, когда ежегодно требовалось увеличение привесов, повышение продуктивности и сохранности поголовья, невозможно без наличия сбалансированных кормов и оптимальной кормовой базы.
Идея строительства цеха хлореллы в «Кавказе» принадлежала Вячеславу Дмитриевичу Далматову, председателю колхоза, вспоминает Борис Николаевич Орехов, в 70-е годы член правления, механик кормодобывающей бригады.
То ли с высокой целью накормить космонавтов, активно осваивающих просторы Вселенной, то ли с более земной задачей - пополнить рацион сельскохозяйственных животных ценными белковыми добавками, но 24 февраля 1971 года правлением принимается решение о строительстве для нужд хозяйства комплекса кормоцеха производительностью 400 тонн кормов в сутки.
В производственно-финансовом плане колхоза он назывался кормоприготовительным комплексом, в который входили половохранилище, кормоцех, силосохранилище, склад сырья цеха хлореллы и сам цех.
Полная сметная стоимость строительства составляла 1157 тысяч рублей, подрядчиком являлась Тбилисская МСО.
На использование хлореллы кавказцами возлагались большие надежды.
В «Годовом анализе хозяйственной деятельности колхоза за 1972 год» говорилось (цитируем документ, его стилистика сохранена): «Большим резервом недостающего количества белка является пуск цеха по приготовлению ценнейшей высокобелковой витаминной культуры хлореллы.
Дача хлореллы позволит улучшить кормление скота и птицы, восполнить в рационах перевариваемый протеин, витамины и микроэлементы. Это позволит повысить продуктивные качества сельхозживотных и птицы.
Производство кормов должно развиваться опережающими темпами в сравнении с ростом поголовья и продуктивности скота и птицы.
В настоящее время кормовая база пока отстает от роста поголовья и его продуктивности, тем самым сдерживает развитие животноводства.
Существующая практика заготовки кормов и их использование не обеспечивает полную потребность в кормах как в количественном, так и в качественном отношении. Основной недостаток в заготавливаемых кормах – это низкая питательность, недостаток белка, что сказывается на недополучении продукции и большой перерасход кормовых единиц…
Для пополнения недостающего корма как в количественном, так и особенно в качественном отношении намечается улучшить технологию заготовки кормов:
1. Применение ценнейшей микроводоросли хлорелла для пополнения в рационах сельхозживотных и птиц белка, важнейших аминокислот, витаминов и микроэлементов».
Ввод в эксплуатацию комплекса намечался на сентябрь 1973 года.
Новинкой прогресса гордился весь район. 11 июля 1973 года решением Тбилисского райисполкома цех изготовления хлореллы колхоза «Кавказ» наряду с центральной усадьбой и отделением № 7 зерносовхоза «Кропоткинский», зверосовхозом «Северинский» и отделением № 2 колхоза «Дружба», носившим звание колхоза высокой культуры земледелия, был утвержден как объект для посещения иностранными туристами и зарубежными делегациями.
Вот что вспоминает по этому поводу наш земляк, бывший в те времена среди руководителей района, Андрей Александрович Поспелов: «Цеха хлореллы, которых планировалось построить на Кубани в количестве от 7 до 12, активно продвигал профессор института животноводства Чиков. По всем расчетам привесы должны были пойти резко вверх. Жестко требовал пуска производства хлореллы и секретарь крайкома КПСС Григорий Сергеевич Золотухин. За внедрение новых цехов уже готовилось к наградам руководство крайпроекта. В «Кавказе» активно взялись за эту стройку. Отовсюду в хозяйство шло оборудование из дефицитных материалов. Возвели за год! Летом 1973 года осмотреть цех хлореллы должен был приехать сам Брежнев. Но вместо него прибыл его помощник Александров. То ли ошибка в расчетах ученых имела место быть, то ли на месте недоработали, но рекордных привесов скота не получилось. А тут началась чехарда со сменой власти в крае, следственные скандалы, и хлорелла приказала долго жить…».
Цех, проработав несколько лет, плавно сошел на «нет».
Сейчас уже трудно сказать, почему он не оправдал свое предназначение. Из более 700 реакторов и биоцехов хлореллы, работавших в Советском союзе, сегодня не осталось ни одного.
Вероятно, использование прежних технологий производства хлореллы было возможно только во времена командной экономики и при серьезной поддержке государства.
В 1991 году новым председателем колхоза предпринималась попытка реконструкции цеха под цех по производству хлебопекарных дрожжей, но и она не удалась.
Так и стоит некогда знаменитая «Хлорелла» неопознанным наземным объектом.
Жаль, ведь многолетнее использование другими животноводческими хозяйствами страны подтвердило высочайшую эффективность водоросли в качестве кормовой добавки.
Кроме этого, отмечают ученые, ее действие на патогенные микроорганизмы позволяет отказаться от кормовых антибиотиков как лечебных средств, давая возможность исключить их поступление в продукцию животноводства. А это имеет огромное значение и для нашего с вами здоровья.
Это ли не поле деятельности для инвесторов?
И. Шуваева, начальник архивного отдела
В. Казаченко, краевед