Вернуться к обычному виду

Финансовые пирамиды

Впервые "пирамида" была создана в США в 1919 году неким Чарльзом Понти (Понци), незадолго до этого эмигрировавшем в Америку из Италии.

После целого ряда неудачных попыток создать свой собственный доходный бизнес, Понти создал новую фирму The Securities Exchange Company и зарегистрировал ее в местной Коммерческой Палате (Chamber of Commerce).

Было объявлено, что SXC привлекает средства внешних инвесторов для их выгодного вложения под высокий процент. SXC предлагала проценты поистине сумасшедшие, по 45% каждые девяносто дней.

Остальные американские акции к такой высоте доходности не могли приблизиться даже близко, что и решило исход дела. Американцы стали активно вкладывать деньги в Securities Exchange Company. Первое время они и проценты получали исправно, что значительно расширило популярность SXC, а также резко увеличило приток новых вкладчиков. Все шло хорошо до 1920 года, когда, по причине возникновения у кредиторов Понти претензий на долю в SXC, власти штата были вынуждены начать судебное разбирательство, и ознакомились с внутренней бухгалтерией компании. Тут то и вскрылся обман. SXC никаких денег никуда не инвестировала, а просто платила проценты за счет поступлений от продаж новых выпусков своих облигаций. ХХ век тогда еще только начинался, и не существовало еще электронных проводок и международных оффшоров. Так что деньги удалось найти и вернуть. В среднем, каждый вкладчик получил около 37% от номинальной стоимости векселя.

Однако на этом история финансовых пирамид не закончилась. Спустя семьдесят лет и две революции, уже в России идея финансовой пирамиды нашла благодатную почву для возрождения. В 90-х годах ХХ века МММ, Русский Дом Селенга, АО "Русская недвижимость", "Тутти", "Иваспорт", "Властилина" и другие "компании", пользуясь абсолютно аналогичными приемами, сумели обмануть более миллиона доверчивых россиян и жителей других государств СНГ. Правда, в новых условиях итог оказался куда более печальным для вкладчиков. Подавляющее их большинство потеряли свои вклады полностью и навсегда.

Финансовые пирамиды продолжают существовать, и при этом, как свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (2011 г.), часто не различимы для россиян.

В настоящее время наблюдается четкая тенденция маскировки финансовых пирамид под три легальных направления работы.

Первое направление заключается в создании неких элитных закрытых клубов, члены которых предполагают получать высокие доходы от определенной деятельности. Наиболее наглядным примером такого "клуба" является сеть созданная швейцарской фирмой "Астран". Ее основой являлись элитарные закрытые клубы, члены которых обязательно должны были иметь чрезвычайно респектабельный вид, платить высокие взносы за право вступления и посещения клуба. Клубы чрезвычайно придирчиво выбирали будущих членов, исходя из их финансового состояния, внушаемости, готовности верить бездоказательным заявлениям и т.п., и сразу предупреждали новичков, о необходимости скорейшего нахождения новых желающих, иначе дивиденды не выплачивались. При этом члены клуба официально не покупали никаких акций или облигаций, а оформляли взносы как дарение некоторой суммы одного частного лица - другому.

Благодаря тому, что клубы не стремились к мгновенному расширению числа своих членов, а также тому, что их организаторы на собраниях использовали приемы, позволяющие сделать вывод о применении технологий нейролингвистического программирования (НЛП), клубы сети "Астран" вскоре появились и в других городах не только России, но и всего СНГ.

Похожие принципы применяются компаниями "Амарис", "Реванш", "Международный инновационный центр", "Константа", "Атлантида", "Золотой Меркурий" (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород).

Вторым способом является разделение пирамиды на несколько специализированных подразделений, большинство из которых занимаются внешне законной деятельностью и являются официально признаваемым источником получения прибыли. Примером такой структуры может служить деятельность системы "СЭКАЙ". Вместо одной компании, была создана целая система организаций ("Сэкай-траст", "Сэкай-инвест", "Сэкай-финанс", "Скоро", "Корогуми"), которые занимались инвестициями, финансовыми операциями и даже чисто торговой деятельностью в Беларуси и за ее пределами.

Важной отличительной чертой системы является ее сильный религиозный уклон в область восточной мистики. Руководители "филиалов" и наиболее ответственные должностные лица в них назначались только из ближайших учеников гуру-учредителя, официально занимавшегося лишь духовным просвещением. Тем не менее, финансовой основой системы "СЭКАЙ" была обычная пирамида из выплат премий ранее вступившим членам за счет взносов вновь вступивших. Всего, по данным следствия, таким образом было привлечено более USD 1 200 000. Следует обратить внимание на то, что юридически каждый вкладчик "СЭКАЙ" ничего не покупал и не получал никаких финансовых документов (акций, облигаций, векселей и т.д.). В каждом конкретном случае оформлялась индивидуальная долговая расписка на сумму в USD 15-20 между каким-либо из подразделений "СЭКАЙ" и частным лицом. В результате, когда было заведено уголовное дело и начался суд (1996 год), организатор "СЭКАЙ" лично имел 3750 "заимодателей", многие из которых продолжали надеяться на возврат денег и исков не подавали.

Третья форма маскировки финансовой пирамиды сегодня имеет наибольшее распространение и минимально уязвима в юридическом отношении. Она заключается в продаже неких услуг, которые никогда не будут оказаны. Примером подобной схемы служит деятельность страховой компании Si Save Invest Finanzirerungs - Consulting, сфера интересов которой распространяется на всю территорию бывшего СССР и некоторых восточно-европейских стран. Официально, Si Save страхованием не занимается, а только транслирует, с определенным собственными изменениями, на своих клиентов страховые услуги таких, совершенно реальных и нормально действующих страховых фирм, как: Grazer, Medlife, Fortuna, CMI и другие. Суть аферы заключатся в том, что клиенту предлагается застраховать свое здоровье или жизнь на определенный срок, по истечении которого страховая сумма подлежит выплате в полном объеме. Прибыль клиента формируется за счет весьма большой разницы между объемом страховых взносов за этот срок и объемом страховой премии, плюс начисленные проценты, если в течение действия полиса по нему ничего не будет выплачено за лечение. Сеть Si Save строит свою деятельность на том, что клиент, купивший полис на сумму более USD 1000, автоматически получает право продажи полисов третьим лицам. За каждого привлеченного клиента причитается премия, которая идет в зачет собственной страховки. Когда агент окупает свою страховую премию, он начинает получать реальные деньги.

Необходимо отметить, что под определение "финансовая пирамида" попадает не любое предприятие, чья маркетинговая деятельность основывается на сетевом способе распространения товара или услуги, а только то, условиями которого клиент не может воспользоваться в данных конкретных условиях.

Источник: www.aferizm.ru


Возврат к списку