Вернуться к обычному виду

Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ожидаемые результаты

05.04.2019

Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России — комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами, который реализует Правительство и регионы Российской Федерации. 

Этапы реформы: 

1.        Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны. 

2.        Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами. 

3.        Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами. 

4.        Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов. 
Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение раздельного сбора мусора. 

Более подробно по каждому этапу:

Территориальная схема обращения с отходами 

Территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами — это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определённый период. 

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае. 

Согласно Территориальной схеме Краснодарского края, в регионе формируется новая система обращения с ТКО, включающая 11 зон деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. 

Выбор региональных операторов 

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. 

По Усть-Лабинской зоне не избран региональный оператор.

Статус регионального оператора присваивается сроком на 10 лет. 

Определены основные рамки работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами: 

•        Территория, в границах которой регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО. 

•        Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая соблюдение нормативов и выполнение лицензионных требований; 

•        Учёт обращения с ТКО в отношении объёма, качества, используемых технологий; 

•        Учёт расходов по обращению с ТКО; 

•        Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории; 

•        Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории; 

•        Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО; 

•        Объём финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО; 

•        Срок, на который предоставляется статус регоператора ТКО; 

•        Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО; 

•        Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов, образованных или ввозимых на территорию, подведомственную регоператору ТКО; 

•        Санкции за невыполнение обязанностей регоператора ТКО и оснований для лишения статуса регоператора ТКО, сформулированных как в соглашении, заключаемом по итогам конкурса, так и в требованиях законодательства и нормативных правовых актах федерального и регионального уровней; 

•        Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную регоператору ТКО территорию. 

Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности. 

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. 

Установка единого тарифа на услугу по обращению с отходами 

Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Согласно новым правилам, каждому субъекту РФ необходимо будет установить единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора. 

Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным. 

Также правила предполагают создание условий для сортировки и раздельного хранения ТКО. За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, чем за несортированные. Также отмечается, что тариф на вывоз мусора будет снижен, если потребители создадут отходы, не подлежащие захоронению и сжиганию. 

Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами. Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При системе с экономически необоснованными тарифами потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат на обращение с отходами. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения. 

Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами. 

Современные высокотехнологичные комплексы по утилизации отходов 

Вместо экологически опасных полигонов по захоронению отходов планируется строительство современных предприятий по переработке мусора. 

Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет. 

Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями: 

•        полигоны; 

•        компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе); 

•        комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов); 

•мусоросжигательные заводы; 

•        специализированные предприятия. 

Рынок переработки твердых бытовых отходов в России практически не развит, о чём свидетельствует сложившаяся в стране крайне нерациональная система обращения с ТБО: 

•        захоронение на полигонах/свалках — ~90—92 % ТБО (36—37 млн тонн в год); 

•        сжигание — не более 1,8 % ТБО (~700 тыс. тонн в год); 

•        промышленная переработка — 3—4 % ТБО (1,2—1,6 млн тонн в год). 

По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель. Основной сложностью на пути к переработке ТКО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы. 

Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами — системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов — от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. 

В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок.


Возврат к списку